#культбаза

Голая, как куст ольхи

Наталья Гончарова о молекулярной микробиологии, рыжих и гармонии
— Рисовать я всегда любила. С самого детства. Папа рисовал и рисовал очень хорошо, но, к сожалению, не смог этому посвятить жизнь, потому что нужно было семью кормить. Он творческий, читающий, мыслящий. Мама более прагматичная – медик. Несмотря на это, пятёрки по анатомии она получала, потому что зарисовывала подробно каждую косточку и каждое сочленение в альбом.

— Когда у папы было время, он со мной мог лепить и рисовать. Прекрасно помню, как мы садились у окна и рисовали акварелью дом, стоящий напротив. Это одни из самых приятных воспоминаний из детства.

— Меня всегда злило то, что у папы получалось хорошо, а у меня плохо. Потому что не получалось так, как в голове виделось. В голове целые вселенные растут, а перенести их – это всегда сложно.

— Я мечтала быть молекулярным микробиологом, найти лекарство от разных болезней, вылечить огромное количество людей. «Идеализаторством» занималась. Мысленно закончила институт, устроилась на работу в вирусологическую лабораторию «Вектор» и посвятила всю свою жизнь этому, пожертвовав семьёй и детьми.

— У меня были пятёрки по биологии и химии, выигрывала олимпиады. Имела лучший результат единого государственного экзамена по химии в области (это было то время, когда подобный формат экзамена только внедрялся в нашей стране). Сдавая вступительный экзамен в университет мечты, я получила «два». Для меня это был удар. В итоге поступила в два вуза: на дизайнера и на судоводителя.

— Декан водного вуза сказал: «Вы знаете, мы вас не можем взять, потому что вы девушка». Меня это возмутило. Что за притеснение по половому признаку в XXI веке? Я так живо представила себя в белом кителе и фуражке за штурвалом, так прониклась этим, что опять была готова пожертвовать семьёй и детьми – натура такая была, хотелось чем-то жертвовать. Оспорив решение педагогического состава, я стала первой женщиной, которая поступила на специальность судоводителя в Новосибирскую государственную академию водного транспорта.

— Проучившись несколько курсов в вузе, я поняла, что мне не нравится – много точных наук, которые не люблю. Вернулась в Магадан.
— Вернувшись, я постоянно зарабатывала деньги, которые тратила на вещи, которые не нужны, которые ты не успевала ни носить, ни получать от них удовольствия, чтобы потом опять зарабатывать деньги и тратить. Порочный бессмысленный круг. Я поняла, что выкинула 4-5 лет своей жизни. И я решила, что хочу посвятить свою жизнь чему-то настоящему.

— В сознательном возрасте рисованию я училась в интернете. Половина курсов, которые я прослушала, больше вредящие. Это арт-терапия.

— Потом я встретила свою любимую «учительницу художников» – Викторию Лукьянову. Это человек, который мне мозги на место поставил и отсеял всю шелуху «от лукавого», за что я ей благодарна. И делала она это очень мягко.

— Если у тебя нет базового образования, но ты хочешь, чтобы получалось хорошо, надо заниматься самообразованием: читать, практиковаться и прислушиваться к себе. Но в идеале – лучше найти хорошего учителя.
— У нас очень красивая природа. Она меня вдохновляет к колориту в моих работах. Я постоянно любуюсь ею. Кто-то скажет, что она монохромная, но в ней есть и розовиночка, сиреневый, коричневый, в фиолет уходит, в тенях – индиго. Это всё в полутонах, полупрозрачно – очень красиво.

— Я редко вплетаю наши этнические орнаменты в свои картины, так как тема не позволяет, но они мне очень нравятся.

— Меня не отпускает история нашего края. Планирую продолжать развивать эту тему в своих работах.

— Эмоции, которые я испытываю во время процесса написания картины, можно поделить на два типа: 1) расслабляющий, когда пишешь что-то натурное, что-то, что не нужно сочинять, чтобы отдохнуть и насладиться процессом; 2) повествовательный, когда ты хочешь что-то рассказать, когда вынашиваешь долго идею в голове, каждую деталь наделяешь характером, играешь ракурсами – совсем не об отдыхе процесс.

— Я фанат рыжих. Там такое сумасшествие в тенях происходит: сизые, голубые, уходящие в зелень, блики. У меня очень много рыжих на картинах. Правильные рыжие волосы ещё найти надо! Рыжих и русых мне сложнее, но интереснее писать.

— Люблю рисовать сухоцветы. Травы очень хрупкие. Они олицетворяют стариков, детей или людей, которые болеют. В них много символизма. Хрупкая, мимолётная красота.
— Понятие рисовальщик и художник нужно отделять. Я считаю, художник должен быть прекрасным рисовальщиком, а вот рисовальщик может не быть художником. Художник для меня сопряжён с мыслью, с личностью. Есть много людей, которые прекрасно рисуют, но они не художники.

— След человека отделяет искусство от неискусства. Может быть нарисовано «как курица лапой», а сколько автора! Видно, что творилось у человека в душе.

— Я долго не могу картину отпустить. Всегда что-то правлю.

— Многое, что я раньше рисовала, сейчас бы я никому не показала. Чем меньше ты понимаешь, тем больше у тебя наглости, глупости, самоуверенности.

— Тебе нравится всё, что ты рисуешь, подумай, не дурак ли ты.

— То, что позволено фотографии, никогда не позволено живописи.
— Для меня успех, что моя семья приняла то, чем я занимаюсь. Важный успех, так как под давлением тяжело.

— Ко мне до сих пор не пришло осознание, что моя картина выставлялась в парижском салоне, который ведёт свою историю с XVII века, где выставлялись все великие, где зародилось движение импрессионистов, где вершились судьбы.

— Красота – это гармония. Момент гармонии может быть пойман даже в лысом кусте ольхи.
Над материалом работали